Сайт автолюбителей SUBARU, информация по обслуживанию и ремонту.

↑ Вернуться > Статьи

Нитро-Олимпийские игры: тысячи л.с., разгон до «сотни» за секунду, оглушающий рев моторов…

 

О чем может спросить русскую журналистку немецкий дрэгрейсер? Первый вопрос: «Откуда ты родом?», и на ответ «из России» протянуть удивленно: «Из Россииии?». А второй вопрос… Нет, вы не угадали, не «приходи вечером на сеновал», а: «Что, в России знают, что такое дрэг?!»

Когда мое первое возмущение от вопроса поутихло, я подумала: а ведь верно, в России загнать своего питомца на 402 метра пробовали многие, и уж, по крайней мере, подавляющее большинство читателей этого сайта. А вот самолично вживую наблюдать профессиональный драг-рейсинг, наверное, мало кому посчастливилось. А ведь это из тех впечатлений, которые остаются на всю жизнь. Никогда не забуду тот первый раз, когда мимо меня с оглушительным ревом и раскаленными выхлопными газами, смешанными с не до конца переработанным нитрометановым топливом, пролетел настоящий top fuel.

… Ну и запах клея, сладковатый, немного вишневый запах, который витает над дрэгстрипом и пропитывает все вокруг. От него слегка кружится голова и хочется прыгнуть в машину и сломя голову гнать до финиша. Не в этот раз…

… Когда я в прошлом году впервые попала на соревнования по драг-рейсингу под названием NitrOlympX, я еще довольно слабо представляла, что меня там ждет. Дрэгстеры и фанникары я видела только по телевизору или в журналах. Это было красиво, зрелищно, но… непонятно.

NitrOlympX — это ежегодные европейские соревнования по драг-рейсингу среди профессиональных дрэгстеров и гражданских автомобилей, которые проходят на специальном прямом отрезке кольцевой трассы Хоккенхайм Ринга (Hockenheim Ring). Более того, это не просто покатушки для скучающих гонщиков — это соревнование, в рамках которого проходит один из этапов чемпионата FIA по драг-рейсингу.

Начало этим соревнованиям было положено еще в 1986 году, и вот на протяжении 23 лет в Германию съезжаются дрэгстеры со всей Европы. Большинство, конечно, из Германии, но очень много участников из Англии (там драг-рейсинг развит очень серьезно), Голландии, Бельгии, Франции, Швейцарии, стран Скандинавии: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии. Были даже ребята из Чехии.

Деление на классы довольно сложное. Прежде всего, это разделение на четырехколесные транспортные средства и двухколесные. Далее, для понимания стоит сказать, что среди четырехколесных есть дрэгстеры (dragster — сигарообразные длинные конструкции) и кузовные агрегаты. Форма кузова также имеет значение при классификации. Не менее важно разделение по типу топлива, мощности и расположению двигателя, а также времени прохождения дистанции.

В «четырехколесных» соревнуются между собой:

Top Fuel. В качестве топлива используется нитрометан*, двигатели V8 мощностью порядка 6 500 л.с., минимальное время прохождения дистанции 4,7 секунды при максимальной скорости в 512 км/час. При этом разгон до 100 км/час осуществляется за 0,8 секунды. Эти кузова всегда относятся к типу дрэгстер, и длина такой «сигары» составляет порядка 9 метров.

* Нитрометан. Метан — горный газ СН4 — то, что частенько взрывается в угольных шахтах. На один атом углерода приходится четыре атома водорода. Если убрать один атом водорода (Н), получается СН3 — со свободной валентной связью («хвостом»), к которой можно присоединить один атом или группу атомов. Группа СН3 с валентной связью может присоединить нитрогруппу, остаток азотной кислоты (Н2NО3) в виде НNO3 или N2O. Знакомые всем вещества с нитрогруппой — нитроглицерин, тринитротолуол, динамит. По сути, нитрометан — простейшая по химической формуле взрывчатка. Нитрометан взрывоопасен за счет внутренних резервов кислорода. Как и у любой взрывчатки, скорость окисления усиливается участием внутреннего кислорода, поэтому он может взорваться и под водой.

Роль нитрометана в моторах гоночных машин — химический «турбонаддув». Процесс горения нитрометана сопровождается разноцветными пламенем из выхлопных труб гоночных машин, он горит практически всеми цветами радуги, сливаясь в один цвет при старте автомобиля.

Нитрометан — довольно дорогое удовольствие. Стоимость нитрометана составляет 120-780 рублей за килограмм, в зависимости от чистоты. Для прострела на четверть мили для американского алюминиевого мотора объемом 8,2 литра с установленным механическим компрессором требуется 50-80 галлонов нитрометана. При этом мощность получается просто запредельная — свыше семи тысяч лошадиных сил при 8 000 оборотов в минуту.

Top Methanol. В эту категорию попадают также дрэгстеры и фанникары. Фанникар (Funny Car) — автомобиль, имеющий цельный карбоновый или пластиковый кузов (окна и двери нарисованы и не открываются), который просто опускается на шасси. В шасси же вделано и сидение пилота. За гонку (402 метра, старт, прогрев резины, возвращение, заезд) фанникары выжигают до 57 литров топлива. Используемое топливо — метанол**. Мощность двигателя до 3 500 л.с., лучшее время прохождения дистанции — 5 секунд, и максимальная скорость — 400 км/час.

** Метанол (метиловый спирт, древесный спирт, CH3OH) — бесцветная ядовитая жидкость с запахом, подобным запаху этилового спирта. С воздухом образует взрывоопасные смеси (температура вспышки 11 °C). Метанол смешивается в любых соотношениях с водой и большинством органических растворителей.

Метанол применяется как добавка в топливо. В чистом виде — как высокооктановый бензин. Используется для заправки гоночных мотоциклов и автомобилей. Позволяет повысить мощность двигателя на 20% и значительно увеличить его ресурс. Является одним из наиболее экологически чистых видов топлива.

Pro Mod (Pro Modified). Эти автомобили обладают, как правило, 12-литровыми компрессорными двигателями с впрыском нитроса (закиси азота). Максимальная мощность — 2 500 л.с., время прохождения дистанции порядка 6,5 секунд, развиваемая максимальная скорость около 350 км/час. Кузова у них также выполнены из облегченного материала, однако, в отличие от фанникаров, они похожи на свой прототип, т.е. автомобиль, взятый за основу, двери у них открываются, и начинка салона напоминает гражданский автомобиль

 

Далее идут Completion Cars, Super Comp, Super Gas. Это более младший класс по сравнению с предыдущими, они используют обычное топливо — высокооктановый бензин и нитровпрыск, объем двигателя практически не ограничен, зато в качестве ограничений используется время прохождения дистанции, вес и расположение двигателя. Так, например, Super Comp ограничен лимитом прохождения дистанции не меньше чем за 8,90 секунды, а Super Gas — за 9,90 секунды. У Competion Cars временного ограничения нет, туда заявляются все те, кто не попал (или не захотел попасть) в другие классы.

Самый привычный для нас класс на NitrOlympX — Public Race. Сюда попадают «стандартные» автомобили, едущие на стандартном топливе и не выходящие из 12 секунд. Честно говоря, в защиту этого класса, незаслуженно лишенного большинства зрительского внимания на NitrOlympX, хочется сказать несколько слов. Да, я согласна, что время в 12 секунд и больше сейчас уже считается детским. Зато для участия в этом классе собираются совершенно замечательные автомобили, в большинстве своем американские биг-блоки и смолл-блоки, вроде Chevrolet Camaro, Corvette, Chevelle, Ford Mustang, различных Plymouth, Pontiac и т.п., которые одним только своим внешним видом могут довести до состояния эйфории. А с учетом того, как любят и заботятся о них хозяева (и в каком состоянии поддерживают), то это вообще практически мечта.

С мотобайками тоже не все просто. Есть категория Nitro-Bike Thunder, куда попадают Top-Fuel и Super Twin Top Fuel, монстры с измененной формой кузова, использующие в своих двигателях мощностью до 900 л.с. в качестве топлива нитрометанол и легко выезжающие на 402-метровом стрипе из 7 секунд. Pro-bike Eliminator — это немного более «медленная» категория, их среднее время прохождения дистанции 7-8 секунд, и для повышения мощности двигателя они используют закись. Далее идут классы SuperStreet Bike — тоже быстрые (порядка 7,5 секунд), но без кузовных изменений; Super Twin Top Gas и V-Rod Destroyer Cup. Последний класс касается только мотоциклов марки Harley Davidson: их времена колеблются в пределах 9 секунд, а лучшая зафиксированная скорость составила 240 км/ч.

 

Ну и самой медленной и, тем не менее, любопытной была категория Junior Dragster — этакие ученические дрэгстеры, некоторые из них проходят трассу и за 15 секунд, а некоторые и за 8, правда, на полдистанции, т.е. на 201 метр. Общее в них то, что за рулем этих «машинок» едут совсем юные и начинающие пилоты, чей возраст может быть и 6, и 10, и 14 лет.

 

.. Звуки стартующих Top Fuel я услышала еще с автостоянки для прессы, пока крутилась в поисках места для парковки. Раскатистый гул, как у канонады, даже на расстоянии почти в километр вызывал желание заткнуть уши, а при приближении вызывал содрогание всего организма вплоть до назойливой вибрации в зубах. Специальные наушники, конечно, спасали, но на уровне звука, а вот от воздушного удара было уже не спрятаться.

Арендовав специальный жилет прессы для съемок на дрэгстрипе, я надеялась успеть проскочить до старта одного из метаноловых чудищ, но задержалась, чтобы сфотографировать его сзади. И зря. Потому что в следующую же секунду я была отброшена назад мощным ударом выхлопов при старте. Плюс остатки недопереработанного газа из раскаленных сопл моментально попали в глаза и нос, вызвав обильную реакцию в виде слез и соплей. Я до сих пор поражаюсь, как люди из команды совершенно спокойно стоят на старте во время заездов этих чудовищ: неужели к этому тоже можно привыкнуть?

Пятница была, пожалуй, самым расслабленным днем, когда можно было погулять по открытому «закрытому» парку и паддоку, спокойно поговорить с людьми и вообще насладиться зрелищем. Это был день тренировочных заездов и начала квалификации. Суббота была посвящена также квалификации и первым финалам. Более того, вечером, уже когда стемнело, состоялось красивейшее шоу, в котором участвовали шоу-кары из Германии и Великобритании.

Ну а в воскресенье определялись победители во всех классах. День был короткий, но сложный. К этому моменту много движков было взорвано, некоторые и не по одному разу. Механики уже замучились перебирать двигатели Top Fuel (они делают это после каждого заезда, и наблюдать за этим доставляет истинное удовольствие — я никогда не видела такой скорости, с какой они «раскидывают» и собирают двигатели), зрители окончательно разомлели на солнце, а фотографы уже устали вылавливать «свой» кадр.

Вообще, обычно все проходит без эксцессов. Но тут в заездах Competition Cars произошло ЧП. Во время стартов что-то случилось с одним из автомобилей, построенным на базе Volkswagen New Beetle, гонщика Рональда Юттинга (Ronald Jutting). То ли от долгой раскрутки двигателя на старте перелилась закись, то ли просто двигатель не выдержал нагрузки, однако, автомобиль вспыхнул и загорелся. Огонь бил сзади из-под кузова и из-под колес и с каждой секундой разгорался все сильнее. Более того, пилот не мог сам вылезти из этого автомобиля: модифицированная форма кузова не позволяла ему это сделать. Хорошо, что работа служб безопасности построена по самому высокому классу: уже буквально через несколько секунд автомобиль потушили, а пилоту, целому и невредимому, помогли выбраться из раскаленных внутренностей.

Вообще, на каждом подобном мероприятии у меня всегда вызывают чувство жалости несчастные люди в огнеупорных комбинезонах и с огнетушителями в руках. Они всегда стоят (или сидят) на жаре и солнцепеке, в самом центре в буквальном смысле горячих стартов, должны всегда сохранять бдительность и быть начеку. Со стороны такая работа выглядит исключительно тяжелой и неблагодарной, к счастью, помощь этих людей, как правило, не требуется. Однако в одном случае на тысячу именно они спасают жизни. И, слава богу, что им выпадает делать это так редко…

Все дальнейшие суперфиналы обошлись без эксцессов.

В классе Top Fuel победил швед Mikael Kagered, показавший время в 4,917 секунды и скорость на финише в 479 км/час. Однако, лучшее время класса принадлежит голландцу Лексу Йоону (Lex Joon) — 4,827 с, а самую высокую скорость продемонстрировал англичанин Энди Картер (Andy Carter) — 506,79 км/час.

В Top Methanol Dragster победу одержал немец Тимо Хаберманн (Timo Habermann), показав на финише скорость в 406 км/час и время в 5,542 секунды.

Top Methanol Funnycar — победитель швед Лейф Андеарссон (Leif Andearsson) на Dodge Stratus. Поскольку победа была техническая, то в своем суперфинале он ехал в прогулочном темпе. Время — около 10 секунд, скорость 118 км/час. Вообще, средние времена этого класса в заездах NO 2008 составляли порядка 6 секунд.

Все результаты вы можете посмотреть на официальном сайте NitrOlympX- http://www.dragster.de/web2006/mainframe.html.

Мероприятия, подобные NitrOlympX, проходят в Европе не так часто — за океаном они развиты в гораздо большей степени. Это и понятно: размеры материка позволяют американцам не только проводить повсеместные соревнования, но и постоянно стремиться установить рекорды скорости: одни только соляные озера в Бонневиле чего стоят! И съездить на подобные соревнования в Америку для меня, например, теперь одна из задач на ближайшее будущее: очень интересно сравнить размах и организацию там и здесь. Тем более, что и классификация немного различается, и регламенты разные. Ну а для кого-то Америка наверняка ближе, и задача побывать в Европе на NitrOlympX выглядит более сложной. Одно знаю точно: увидев ЭТОТ драг-рейсинг и побывав под соплами ЭТИХ чудо-машин, забыть это невозможно. Остается только еще проехать…

Кстати, насчет «проехать». В Хоккенхайме проводят особую лотерею для зрителей соревнований: они заполняют специальные карточки, из которых на удачу извлекают одну, и счастливец получает право проехать на двухместном Top Fuel позади профессионального пилота. Честно говоря, счастливое выражение лица на старте не совпадает потом с «обалдевшим» выражением лица на финише, но эти несколько секунд явно того стоят: ведь когда еще представится возможность разогнаться до 100 км/час в буквальном смысле на «раз»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>